суббота, 12 ноября 2016 г.

Доклад: «Подготовка детей к школе»



Ольга Гудкова 
Доклад: «Подготовка детей к школе»

Подготовка к школе рассматривается психологами и педагогами как формирование у детей физических, умственных качеств необходимых для успешного школьного обучения.

Первостепенную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобретет за первые шесть – семь лет своей жизни. Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием подготовки будущих первоклассников. Готовность ребенка к школе понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка.
Но, я, как воспитатель, остановлюсь на развитии речи. Так как обучение письменной речи (т. е. чтению и письму) базируется на устной речи.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 фактов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это фактор овладения навыком чтения и письма. Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т. е. научиться читать и писать. Правильное и достаточное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.
В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы чтобы к моменту поступления в школу их ребенок обладал хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседу на доступные его возрасту темы, знал буквы, а еще лучше – читал.
Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков)обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также месторасположение заданного звука в слове. Поэтому одна из важных задач подготовки детей к школе – это развитие фонематического слуха, формирование фонематических представлений. Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности обучения письму и чтению.
Речь ребенка должна быть чистой. Звуковая сторона языка – основа подготовки детей к обучению грамоте. Около 50 % школьников, имеющих нарушения речи, испытывают значительные затруднения в овладении грамотой и правописанием.
Также для успешного усвоения курса родного языка ребенку необходимо владеть значительным словарным запасом, довольно хорошо развитым грамматическим строем речи.
Вместе с тем усвоение детьми русского языка как учебного предмета включает в себя совершенствование диалогической речи, а также развитие монологической (связной) речи на основе практического овладения различными средствами выразительности языка.
К началу занятий в школе у ребенка должна быть сформирована психологическая база речи: внимание, память, мышление.
В задачи подготовки детей к школе входят:
• Совершенствование пространственно – временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию и воспроизведение серий, включающих несколько различных движений (кулак – ребро – ладонь, рядоговорение (времена года, дни недели).
• Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать какую букву «написали» на спине на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.
• Развитие мелкой моторики руки с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, пластилином.
Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является Важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Упражнения для пальчиков, не случайно, в Японии начинают выполнять с 2 – 3 месяцев.
• Развитие конструктивного праксиса, путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
• Расширение «поля зрения ребенка»
• Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными и понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека, грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий