четверг, 10 марта 2016 г.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей.



Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах повышения педагогической компетентности родителей.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрят новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, становятся настоящими партнерами.

Анализ психолого – педагогический по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведётся только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение , и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт. Наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка. Многие родители хотели бы общаться с педагогами « на равных », как с коллегами, прийти к доверительному, « душевному » общению.

Из чего же складывается успех общения? 

Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
Всё, о чём шла речь, подводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями». Что же такое, профессиональная компетентность и какого, педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований общения педагога с родителями свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает так же прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств ( выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки ( личностный компонент).

· Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями.

· Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.

· Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.

· Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.


Знания ( содержательный компонент )

· О семье.

· О воспитательном потенциале семьи.

· Об особенностях семейного воспитания.

· О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.

· О методах изучения семьи.

· О современных формах организации общения.

· О методах активизации родителей.


Умения и навыки ( деятельностный компонент ).

· Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

· Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

· Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития.

· Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

· Умение консультировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.

· Умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

· Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание, предвидеть результат общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями.

· Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.

· Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их « помощника».

· Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.

· Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

· В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.

· Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

· Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности ) при организации общения с ними.

· Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

· Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий